Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в лицее
Зав. кафедры гуманитарных
дисциплин Кузнецова Т.Ф.
С 2005-2006 учебного года в России начался переход на профильное обучение. И наш лицей №1586 ЗАО г. Москвы тоже рожден в это время, в 2007 году. В основу учебных программ положен двухуровненый государственный стандарт общего образования. При этом все учебные предметы разделены на три типа: базовые, профильные и элективные. С целью повышения качества образования школьников в лицее с 2007 года реализуется инновационный Проект развития профильного обучения. По этому проекту и предусматривается реорганизация учебно-воспитательного процесса: обеспечение равного доступа к получению качественного профильного образования учащихся 10-11 классов лицея по новым направлениям : физико - математическим, естественно - научным, информационным, социально- экономическим.
Создавая наш лицей как экспериментальное образовательное учреждение, мы стремились к совершенствованию образовательного процесса, внедрению новых курсов, программ, это прежде всего коснулось профильных предметов.
Однако и перед предметами базового типа (такими, как русский язык , литература, английский язык) встал серьезный вопрос, как при минимальном базовом ( русский язык в профильных старших классах – 2 часа в неделю, литература -3 часа, и иногда и ниже базового распределения часов по предмету( английский язык в физико - математическом профиле по базе 3 часа, у нас -2 в неделю) сохранить гуманитарное пространство в школе на высоком уровне.
Эту проблему и решает кафедра гуманитарных дисциплин, объединившая учителей русского языка и литературы и учителей иностранных языков.
Целью работы кафедры стало сохранение гуманитарной составляющей в образовательном процессе в связи с изменением концепции лицея №1586. Решая задачи по формированию духовных ценностей в урочной и внеурочной деятельности ученика, формированию личностно-ценностных ориентиров учащихся средствами предметов гуманитарного цикла, сохранения гуманитарного пространства в школе за счет внеурочной деятельности, преподаватели кафедры организуют гуманитарный образовательный процесс в лицее.
Решая эту проблему, необходимо учитывать введение единого государственного экзамена русскому языку ( обязательного для всех выпускников) , по литературе и английскому языку ( по выбору), ставящего перед лицеем новую задачу –организацию и подготовку учащихся к ЕГЭ. Содержание этой задачи не совпадает с основным направлением работы по формированию общеобразовательных компетенций учащихся, поскольку ее решение предполагает отработку вполне конкретных умений и навыков с сочетанием "точечных знаний" В связи с этим перед кафедрой стоял вопрос о путях организационного совмещения этих двух направлений деятельности.
Именно решение этих задач и определило выбор государственных программ и учебников в среднем и старшем звене нашего лицея. Выбор программ и учебников из Федерального перечня обусловлен задачами повышения эффективности гуманитарного образования в среднем и старшем звене, стремлением к наиболее полной реализации целей профильного образования.
Работа по УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского в среднем звене позволяет поставить школьное изучение русского языка на научную основу, выстроить эффективную систему работы по развитию речи, необходимую для формирования коммуникативной компетенции учащихся и актуальную в свете подготовки в формате малого и большого ЕГЭ.
Программа по русскому языку под редакцией М.Т. Баранова позволяет сформировать у учащихся бережное и сознательное отношение к русскому языку как к национальной и культурной ценности. Данная программа направлена на развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также на формирование их навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, самореализацию, на развитие связной устной и письменной речи, речевой культуры, обеспечивающей их успешную деятельность и активное участие в разных сферах человеческого общения.
Так, по литературе кафедра работает по государственной программе под редакцией В.Я. Коровиной. Обращение к программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной обусловлено задачами формировании прочных базовых знаний, умений и навыков в сочетании с развитием индивидуальных способностей учеников, повышению мотивации к учению, стремлению приобщить к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
По английскому языку лицей работает по программе М.З. Биболетовой, признанным специалистом в разработке программ и УМК по английскому языку с 2 по 11 классы образовательной школы. Программы, составленные на основе разработок Биболетовой, полностью соответствуют существующим стандартам в условиях 2 стадии изучения иностранного языка. Занятия по этим программам позволяют вывести мотивированных учащихся как на уровень ГИА в 9 классах , так и позволить успешно сдать ЕГЭ по английскому языку.
Кафедра гуманитарных дисциплин – это коллектив единомышленников, объединивший педагогически творческих, высококвалифицированных учителей. Все преподаватели – словесники высшей квалификационной категории.
Паншин А.В. - Отличник народного просвещения, лауреат Гранта Москвы , ветеран труда; Кузнецова Т.Ф. – ветеран труда, награждена Почетной грамотой Министерства Образования РФ. Оба являются экспертами ЕГЭ по русскому языку. Гриднева Т.Н. – учитель английского языка высшей квалификационной категории.
На каждой предметной кафедре нашего лицея есть свои ведущие педагогические технологии обучения. На кафедре гуманитарных дисциплин все учителя-словесники, наряду с традиционными, используют в целях повышения эффективности обучения современные образовательные педагогические технологии : проблемное обучение и групповые технологии, метод проектов. Проектная деятельность вводится с 7 по 11 класс для расширения кругозора учащихся, повышения уровня знаний, эрудиции в гуманитарных областях. Учителя иностранного языка используют коммуникативное обучение в иноязычной культуре, игровые технологии, ролевую игру, проектный метод.
Наш лицей маленький, и мы выпускаем штучный продукт. Чтобы расширить гуманитарное пространство, учителям кафедры приходиться вести большую работу по предмету в внеурочное время в группах и индивидуально. Так по английскому языку учителем Ердаковой Евгенией Алексеевной для одаренных детей организован литературный кружок . Учителем иностранного языка Гридневой Татьяной Николаевной в рамках дополнительного образования ведется кружок " Клуб любителей немецкого языка".
Проведение еженедельных групповых и индивидуальных консультации по подготовке к ЕГЭ и ГИА, индивидуальная и групповая работа по проектной деятельности по предмету, подготовка одаренных детей к конкурсам и олимпиадам, консультации для учеников группы риска, посещение музеев и театров.
Кафедра гуманитарных дисциплин создает благоприятные условия для педагогического творчества, поощряется стремление к совершенствованию образовательного процесса. Использование новых технологий и методик зависит от системы повышения квалификации каждого учителя. Приветствуется профессиональный рост учителя. В прошлом году все учителя кафедры закончили курсы при ОМЦ " Организационная культура ОУ". В этом учебном году Чалкина Т. В. учится на курсах МИОО "Литературный процесс конца 20 начала 21 вв: основные направления, особенности поэтического языка и художественного мира, практика школьного изучения", Кузнецова Т.Ф. и Паншин А.В. - курсы при Академии Труда "Подготовка к ЕГЭ".
Другим условием творчества является возможность распространения передового опыта. Обязательные открытые уроки для посещения учителей кафедры и родителей< учеников преподаватели кафедры проводят 1 раз в полугодие, а в прошлом учебном году еще и в День Открытих дверей нашего лицея. Обобщение своего педагогического опыта учителя представляют в выступлениях на заседании кафедры ,педсоветов и , участиях и выступлениях в окружных и городских конференциях. Публикация статей, обобщающих опыт работы, еще один способ рассказать о своих удачах в работе.
Все это дает возможность преподавать гуманитарные дисциплины на высоком уровне.
Так в 2009-2010 учебном году ЕГЭ по английскому языку сдавало -15 выпускников. При 100% уровни обученности уровень качества –80%
Наивысший балл, набранный экзаменуемыми -87%
ЕГЭ по русскому языку :
При 100% уровне обученности наших выпускников (из 52 учеников) показали уровень качества- 85% ( на высокий и отличный уровень вышли 40 экзаменуемых)
Наивысший балл -100 ( получила Никиткина Светлана) Всего.0,14% - от общего числа экзаменуемых в 2010 получили выпускники, набравшие 100 баллов по русскому языку. Средний тестовай балл участника ЕГЭ по русскому языку 2010 года по РФ 58 баллов, по лицею – 65 баллов.
В прошлом учебном году девятиклассники впервые сдавали выпускной экзамен по русскому языку в формате ГИА. Исходя из аналитической отчета ФИПИ по результатам ЕГЭ по русскому языку ГИА-9 за 2010 год , выдим ,что обученность участников экзамена по русому языку 2010 года по стране составила 87% , а качество – 48%. В нашем лицее при 100% уровне обученности девятиклассников уровень качества равен 85% .
Наши ученики принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах по литературе, русскому языку и английскому языку.
Победителями творческих работ конкурса "Литературный венок России" "Читателя найду в потомстве я" в номинации эссе "Я зову в собеседники время" стали ученики 7-8 классов ( Сотникова, Тихомирова, Леонова, Лапшина, Лясников,), получившие дипломы 1 и 2 степени.
И в номинации "Аннотированный список литературы" диплом 3 степени получили ученики 7"Б" Геранин Андрей и Паперно Виктор. Призерами Первого окружного филологического интернет-турнира стали ученики 8-7 классов Леонова А.(1 место), Колпаков А. и Паперно В. (3 место).
Ежегодно по результатам успевпамости несколько лицеистов награждаются медалями. В прошлом году Садчикова Елена удостоена серебряной медали.
Победители окружной олимпиады по английскому языку в прошлом учебном году стали в 9-11 классах: Салару Себастьян 11а, Никиткина Светлана 11а Бойко Иван11б, Голубкова Ирина 10б, Барсегян Давид 9б
Успешно заканчивают лицей и получают аттестат о среднем (полном) образовании 100% обучающихся в 11 классе
В этом новом учебном году 2010-2011г. перед кафедрой помимо традиционных задач встали новые задачи, к выполнению которых мы уже приступили. Так в рамках Окружной программы реализации культурно-образовательного проекта Депортамента Образования г. Москвы проводится ряд конкурсов, в которых учащиеся нашего лицея принимают активное участие. В лицее объявлен общешкольный конкурс ученических компьютерных проектов"Любимые страницы русской поэзии", посвященный памятным датам поэтов-юбиляров, ученическая подготовка к которым сейчас идет полным ходом лицеистами каждого класса под руководством учителей 2-х кафедр : гуманитарных дисциплин и кафедры информатики. Школьным завершением этой работы станет литературная конференция "Любимые страницы русской поэзии", запланированная на декабрь месяц. Проекты-победители школьного конкурса представят наш лицей в окружном и, хотелось бы, городском конкурсе.
Учителя кафедры ведут активную подготовку одаренных детей к окружным олимпиадам по русскому языку и литературе, английскому языку. а также к международной игре-конкурсу "Русский медвежонок – языкознание для всех", которая пройдет 14 ноября.
Во всю идет подготовка к школьному конкурсу чтецов и творческих работ ( ученическая лирика и проза), объявленных в рамках литературно-художественного конкурса-фестиваля "Очарованный странник", посвященного творчеству А. Блока.
Работа учителей кафедры гуманитарных дисциплин доказывает, что и базовые предметы реально преподавать в лицее на достойном уровне.
Полезные ссылки
- http://fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений
- http://ruslit.metodist.ru Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО
- http://rustest.ru Федеральный центр тесторивания
- http://educom.ru Департамент образования города Москвы
- http://mioo.ru Московский институт открытого образования
- http://www.filobraz.ru/ Кафедра филологического образования МИОО
- http://omczo.org Окружной методический центр
- http://slovar.lib.ru Словарь литературоведческих терминов
- http://gramma.ru Культура письменной речи
- http://gramota.ru Справочно-информационный портал «Русский язык»
- http://philology.ru Русский филологический портал